Мода и стиль - Женские заметки

Мода и стиль - Женские заметки

» » Как детей отучить от вредной. Как родителям отучить детей от своих вредных привычек? Боремся с вредными привычками

Как детей отучить от вредной. Как родителям отучить детей от своих вредных привычек? Боремся с вредными привычками

Вредные привычки есть не только у взрослых. Ковыряние в носу, сосание пальцев, привычка грызть ногти нередко доводят до остервенения даже самых спокойных родителей. Почему же у детей появляются эти вредные привычки и что с этим делать?

Ищем причины вредных привычек у детей

Хотя, на первый взгляд, детские вредные привычки (специалисты их называют аутостимуляциями) могут казаться довольно безобидными, на самом деле всё не так просто. Они не появляются сами по себе, без причин. Почему у ребёнка вдруг появились вредные привычки, можно узнать. Нужно только понимать, где искать.

Причина первая. Отсутствие родительской любви

Уже давно было замечено, что детские вредные привычки чаще встречаются у ребят, чьё раннее детство прошло вне семьи. И неважно, по каким причинам они оказались разлучёнными с родителями. Жизнь в детском доме или даже обычная больница, если домашнему ребёнку пришлось одному долго лежать в ней, приводят к тому, что у малышей формируются устойчивые нежелательные привычки.

Усыновители нередко рассказывают, как их дети, которых только взяли в семью, могли часами раскачиваться из стороны в сторону, сосали пальцы или даже выдёргивали волосы на теле. Всё это — последствия повышенного уровня тревожности, который почти неизбежно формируется у детей, долгое время лишённых родительской любви и заботы.

Причина вторая. Слишком «правильное» воспитание

Нередко подобные привычки появляются и у домашних малышей. И причиной тому, как считают специалисты, во многих случаях становится излишняя увлечённость родителей «правильным» воспитанием. Как часто можно услышать советы «знающих» людей: не укачивайте ребёнка, реже носите на руках, пораньше отучайте от соски, меньше развлекайте во время бодрствования. На деле же именно те малыши, которых укачивали, часто брали на руки, которым пели колыбельные и уделяли много внимания, почти никогда не приобретают вредные привычки.

Причина третья. Раннее отлучение от груди

Увы, не все мамы по разным причинам могут долго кормить детей грудью. А это тоже повышает вероятность приобретения склонности к аутостимуляциям.

В моём близком окружении был яркий пример такого случая. Две двоюродные сестрёнки были почти ровесницами и обеих пришлось рано перевести на искусственное вскармливание. Родители одной из них извели пустышки как класс, едва только дочке исполнился годик, а её сестра пользовалась соской до двух с половиной лет. Первая девочка вскоре начала тянуть в рот буквально всё, что попадалось под руку. Дошло даже до того, что она начала грызть карандаши, ручки, пластиковые ложки и, если взрослые не успевали остановить её, буквально за секунды превращала их в опилки и мельчайшую труху. Вторая малышка в аутостимуляции не нуждалась, у неё была соска, которая помогала ей успокоиться и от которой она потом отвыкла безо всяких проблем.

Поэтому родителям рано отлучённых от груди малышей педиатры советуют использовать традиционный заменитель — пустышку. И нет ничего страшного в том, если ребёнок будет сосать её до двух лет или даже чуть больше.

Причина четвёртая. Недостаток телесного контакта

Часто во власть привычных действий отдаются дети, которым остро не хватает положительного (!) телесного контакта. Крепкие объятья, нежные поглаживания, весёлая возня малышам и даже ребятам постарше жизненно необходимы. И если дети их не получают, то могут компенсировать недостаток всего этого при помощи вредных привычек.

Причина пятая. Неустойчивая нервная система

Разумеется, даже дети, которые живут в любящих семьях, где им дают всё необходимое, от продолжительного грудного вскармливания до чуть ли не круглосуточного ношения на руках, всё равно и пальцы сосут, и постоянно перебирают разные предметы. В этом случае речь, скорее всего, идёт о малышах с неустойчивой нервной системой, а «виноваты» в этом перенесённая гипоксия (кислородное голодание), слабый иммунитет (и, как следствие, частые простудные заболевания) и врождённые особенности.

Действительно ли вредные?

Многие родители интересуются, а действительно ли аутостимуляции вредны? Ну, казалось бы, чего уж такого особенно страшного в привычке, например, накручивать на палец волосы? А среди взрослых крайне редко встретишь тех, кто сосёт пальцы или грызёт ногти. Поэтому и распространено мнение «подрастут — пройдёт».

Однако возникновение подобных привычек говорит о сложностях с адаптацией к окружающему миру, недостатке внимания, постоянном стрессе и других проблемах.

Да, «несерьёзные» привычки, такие, как ковыряние в носу, раскачивание (если оно не происходит слишком часто), обгрызание ногтей (в лёгкой форме), действительно, не сказываются на развитии ребёнка и чаще всего проходят сами, без каких-либо дополнительных действий. Но внимание родителей к детским проблемам, о наличии которых и сигнализируют вредные привычки, желание помочь, готовность дать ещё больше любви и нежности способны сделать наших детей более счастливыми и быстрее избавить от ненужного груза вошедших в привычку действий.

Есть особенно тревожащие родителей вредные привычки: жевание языка, надкусывание (причём сильное, нередко до крови) внутренней поверхности щёк, выдёргивание волос на теле, голове, а также ресниц и/или бровей. Паниковать не нужно: какими бы пугающими они не казались, далеко не всегда они свидетельствуют о расстройствах психики ребёнка. Скорее всего, ситуация не такая уж страшная и запущенная. Но в этом случае консультация врача обязательна.

Стоит обратить внимание и на ситуации, когда незначительные, на первый взгляд, привычки приводят к тому, что ребёнок замыкается, уходит в себя, старается избежать общения с окружающими и часами раскачивается или беспрерывно сосёт руки. Такого малыша тоже нужно показать врачу.

Важно не перепутать

Иногда родители обращаются к специалистам с жалобами на вредные привычки детей. В беседе выясняется, что путают с привычками совсем другие проявления. Если ребёнок часто передёргивает плечами (словно от холода), постоянно подкашливает, прочищает горло, не болея при этом, гримасничает и т. д., то речь идёт о навязчивых движениях, а не о привычках. Они тоже могут возникать от повышенной тревожности или чрезмерной усталости. Но разбираться в причинах возникновения и давать рекомендации всё же должен врач.

Боремся с вредными привычками

Что же, кроме обращения к врачам, могут сделать родители, чтобы избавить ребёнка от вредной привычки:

1. Не считайте, что проблема в недостатке воспитания. Ругать, запрещать и наказывать ребёнка в этом случае не только бесполезно, но опасно. «Репрессивные меры» могут привести к усугублению проблемы. Ведь ребёнок, которого «отучают» от привычки, чувствует себя плохим и ещё больше нуждается в привычном успокоении.

2. Обратите внимание на то, в каких случаях ребёнок прибегает к аутостимуляциям. Возможно, он «вспоминает» о вредных привычках, когда устал, испытывает тревогу или скучает.

3. Определив «время икс», помогайте ребёнку избегать «опасных» ситуаций. Разработайте такой режим дня, при котором он будет меньше уставать или у него не останется времени на скуку.

4. Следите за тем, чтобы физические, умственные и эмоциональные нагрузки соответствовали возрасту и состоянию ребёнка.

5. Учите малыша радоваться жизни, видеть хорошее, красивое, трогательное и смешное.

7. Почаще , целуйте малыша, играйте вместе с ним и устраивайте весёлую возню.

Следуя этим советам, вы сделаете жизнь ребёнка счастливее и комфортнее, поможете ему забыть о вредных привычках. Если же всё-таки время от времени он будет возвращаться к ним, не ругайте, а спокойно скажите: «Не делай так, пожалуйста». Можно и просто взять «занятую не тем» руку малыша, обнять его, отвлечь от привычного действия. Ребёнок должен знать, что вы не одобряете его привычки, но при этом не должен бояться и нервничать. А вот продолжительные нотации или запугивания неэффективны. Дети, как правило, и сами понимают, что делают то, что не следует, но контролировать себя у них не получается.

А ещё будьте готовы к тому, что избавление от вредных привычек (даже с помощью специалистов) - процесс не быстрый, требующий спокойного, ровного и постоянного внимания. Не показывайте ребёнку свои переживания. Он должен чувствовать, что ничего страшного не происходит, и видеть вашу веру в него. И тогда вредные привычки обязательно останутся в прошлом.

Часто дети перенимают от родителей их вредные привычки. Любовь к мобильным телефонам, привычка опаздывать или есть перед телевизором – лишь некоторые из них. Бороться с такими привычками можно и нужно. Один из способов – учитывать возрастные особенности ребенка.

Анастасия Шакирова

детский психолог

«Дети до шести лет более внушаемы, родители являются для них абсолютным авторитетом, которому пока не противостоит мнение общества, с их вредными привычками бороться проще всего. В 6-7 лет детям кажется, что они и сами знают, как все делать правильно и неправильно, но слово папы и мамы еще имеет вес. Но чем старше становится ребенок, тем больше он отрицает требования родителей, а многие привычки приносит «с улицы». В этом случае помогут лишь действия»

Дети от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыши, как губка, впитывают все, что видят. Стоит только ребенку увидеть, как папа раскидывает носки, как ему тоже захочется попробовать.

– Если ребенок заметил, как вы сделали что-то неправильно (например, выругались), то нужно громко объяснить малышу – так делать нельзя, это плохо, – советует психолог. – Кроме того, в этом возрасте для детей важно, что подумает «тетя врач», «дядя полицейский», бабушка или мама с папой. Нужно понять, кто является для ребенка авторитетом, и сказать, что он не одобрит плохое поведение малыша.

Например, ижевчанка Алиса, которая воспитывает 5-летнюю дочку, отучила ее таким образом от планшета.

– Оля часами напролет играла за планшетом, – рассказала она. – Отобрать его я не могла – ведь мы с мужем тоже постоянно за ноутбуками. Тогда я вспомнила, что дочка не любит болеть и уважает врачей. Мы сходили к окулисту, который сказал, что играть за планшетом нужно не больше 20-30 минут в день, иначе у Оли заболят глазки. Теперь, когда она не хочет отдавать гаджет, я вспоминаю про «тетю врача», и дочка слушается и не спрашивает, почему папа и мама сидят за компьютерами, а она – нет.

Большинство бытовых привычек дети перенимают от папы. А вот поведенческие (эмоциональные) привычки обычно берут от мамы

Дети от 6 до 12 лет

В этом возрасте дети уже способны анализировать ситуацию, но по-прежнему боятся разозлить или расстроить родителей.

– Важно, чтобы ребенок понимал, что у каждого действия есть последствия, – объяснила психолог. – И что родители тоже несут ответственность за свои дурные привычки. Поэтому нужно рассказать, что мама и папа получают выговор за то, что опаздывают, ругаются или сплетничают. Или на своем примере показать, что за его поведение его могут поругать. Это будет достаточно веским аргументом.

Например, Ирина, мама 8-летнего Гриши, заметила, что ее сын стал неряшливым и несобранным.

– Придет вечером после футбола, вещи раскидает, сядет за компьютер – и все, ни ужинать не идет, ни уроки делать, – рассказала женщина. – Я поняла, что Гриша один в один, как его папа – тот после работы также раскидывает вещи. Придет с работы, и к ноутбуку. Теперь, когда муж кидает вещи куда попало, я прошу его убрать их. А Гриша, который боится, что ему тоже «попадет» от меня, стал старательнее убирать одежду и следить за порядком в своей комнате.

Дети от 12 лет и старше

В этом возрасте характер подростка уже сформирован. Подросток уже не боится недовольства родителей, и повлиять на него можно только действиями, а не словами.

– Если вредная привычка есть только у ребенка, а у родителей ее нет, то избавиться от нее можно с помощью системы «поощрений и наказаний». А если родители сами «не безгрешны», то отучить чадо они не смогут – в этом возрасте действия значат больше, чем слова. И упрек со стороны ребенка – «я делаю, как ты» – будет вполне законен.

Светлана, мать 14-летней Нади, несколько лет пытается отучить ее есть перед компьютером.

– В комнате постоянно бардак, пахнет едой, а на полу крошки, – сетует женщина. – Ругать бесполезно – ее отец тоже ест перед телевизором, и она ссылается на него. Недавно я ей сказала – пусть ест у себя в комнате, но при этом полностью убирается сама: и шторы стирает, и окна моет, и уборку делает. С тех пор она ужинает на кухне.

По мнению психологов, 90% наших привычек формируется до 25 лет, однако реально повлиять на них можно лишь до 18 лет

Какие еще детские привычки формируют родители?

В возрасте с 3 до 7 лет, если ребенку не хватает внимания и тепла от родителей, он начинает тянуть пальцы в рот. Таким образом ребенок сбрасывает напряжение. Чтобы помочь, нужно понять, что его беспокоит, или заменить привычку на что-то более допустимое, например, предложить ребенку делать что-то руками, когда он нервничает (собирать мозаику, играть с мелкими предметами, перебирать их).

В подростковом возрасте в привычке «сосать пальцы, грызть ногти» психологи также видят тревожность, напряженность и скрытую агрессию. Чтобы отучить подростка от этой привычки, научите правильно выражать эмоции, особенно гнев и агрессию.

Привычка шмыгать носом (подергивать плечом, покашливать и др.)

Навязчивые движения, которые повторяет ребенок, часто говорят о нервном тике. Появиться может из- за черепно-мозговой травмы или стрессовой ситуации – например, развода или серьезного конфликта в семье. Тики исчезают во время выполнения интересного задания, которое требует полной сосредоточенности. Для долгосрочного лечения нужно обратиться к неврологу

Привычка болеть

В семьях, в которых родители часто ругаются из-за мелочей, дети (как правило, до 6-7 лет) могут болеть чаще, чем в других. Простуда, заикание, астма, аллергия, и др. являются для ребенка способом объединить маму и папу, «сплотить» их вокруг себя. Меньше ссорьтесь при детях, и они почувствуют себя лучше.

Часто детям достаются те черты, которые родители хотят искоренить друг в друге. Например, если жену раздражает нежелание мужа делать что-то по дому или неряшливость, но она не может его переделать, то она «перекидывает» раздражение на ребенка. В этом случае она более активно запрещает что-то малышу. Однако агрессивные запреты (не делай, иначе будешь наказан) наоборот привлекают внимание ребенка к привычке и «закрепляют» ее. В результате малыш начинает чаще ее повторять.

Виды вредных привычек у детей

Пищевые

Например, обжорство. Если ребенку не хватает любви, заботы и понимания, он начинает «заедать» стресс. Еда помогает ему чувствовать себя лучше и действует, как наркотик.

Поведенческие

Например, болтливость. Дети либо копируют привычку у родителей, либо она развивается из-за нехватки внимания со стороны взрослых. Привычки формируются в 2,5-14 лет.

Бытовые

Например, поздно ложиться спать. Формируются из-за условий, в которые попадает человек: режима дня, окружения, стрессов и др. «Обновляются» в течение жизни.

Вопрос о том, что является вредными привычками, — один из самых спорных. Одни родители считают недопустимым, чтобы ребенок смотрел телевизор, другие садят перед телевизором ребенка с самого раннего возраста «чтобы не мешал»; одни не дают ребенку конфеты – другие не видят в конфетах ничего страшного; некоторые категорически запрещают пить «Кока-Колу» и есть в «МакДональдсе», тогда как, другие каждый день вечером привозят оттуда еду.

Вредные привычки у ребенка

Но мы сегодня поговорим о двух вредных привычках, которые практически ни у кого не вызывают сомнений в их «вредности». Это привычка сосать палец и привычка грызть ногти. Даже у людей без специальных знаний возникают ощущения, что эти привычки похожи друг на друга и каким-то образом взаимосвязаны. И, действительно, не всегда, но часто одна плавно перетекает в другую. Ведь практически не существует 10-летних детей сосущих палец, но зато существуют даже взрослые, грызущие ногти.

Проявление вредных привычек у ребенка

Для того чтобы понять, как бороться с этими привычками, сначала попытаемся понять почему и как они возникают, ведь лучший способ борьбы с вредными привычками- это не допустить их появления, то есть профилактика.

Сейчас возрождается представление о грудном вскармливании как о необходимом процессе в развитии ребенка. Но, когда люди вспоминают «хорошо забытое старое», появляются преувеличенные ожидания позитива от этого самого «старого». Представление о том, что ребенок получает с грудным молоком не только молоко, но и момент «успокоения и умиротворения» абсолютно верно, но тут главное не забывать, что уже у ребенка 18 месяцев должны быть сформированы способы успокоения, не связанные со ртом. И чем старше ребенок становится, тем меньше должно возникать ситуаций, когда мать успокаивает ребенка с помощью процесса сосания. Это касается и всевозможных «сосок с компотиком» и пустышек. Если мамы, дающие соску для успокоения в 2,5 года, подозревают, что поступают не совсем правильно, то мамы, успокаивающие детей с помощью «натуральной груди», искренне убеждены что совершают благо.Чем дольше ребенка успокаивают через сосательный процесс, тем тяжелее оторвать его от такого способа успокоения. Отсюда вытекает вероятность того, что у ребенка разовьется одна из следующих вредных привычек — сосание пальцев, употребление пищи как успокоительного (склонность к перееданию, а значит к ожирению) и, наконец, привычка грызть ногти.

Как ни странно, часто, к 5-6-летнему возрасту дети, которых «недокормили» грудью и дети, которых «перекормили» грудью имеют одни и те же способы успокоения — руки возле рта. И, если сосание пальцев самостоятельно уходит к старшему возрасту, то привычка грызть ногти и успокаиваться едой часто остается на всю жизнь, иногда трансформируясь в курение, которое невозможно вылечить никотиновым пластырем, потому, что главное в ней – предмет во рту. А как много учеников старших классов, которые грызут ручки, да и взрослых, у которых эта вредная привычка имеет те же корни. Поэтому маме младенца стоит осознавать, что не стоит слишком часто эксплуатировать волшебную способность сосания успокаивать ребенка после 1,5 лет.

Надо осознанно делать упор на такие способы успокоения, как телесный контакт, поцелуи, песни, стихи и сказки, рассказанные особыми интонациями. Все это поможет ребенку сформировать более «взрослые» способы успокоения и умиротворения.

Что делать, если у ребенка уже есть вредная привычка?

Во–первых, если мама твердо решила бороться с вредной привычкой, она должна максимально понизить стрессовую ситуацию в жизни ребенка. Нельзя одновременно бороться с вредной привычкой и приучать к горшку, бороться с вредной привычкой при переезде на новое место жительство, или адаптации к детскому садику. Один стресс, наложенный на другой, даст отрицательную реакцию и возможно закрепит привычку еще больше. Во-вторых, следует увеличить телесный контакт с ребенком (но не совместное засыпание в одной кровати) и вербальные способы успокоения (песни и сказки). В- третьих, на первых этапах избавления от вредной привычки стоит заменить руки предметами не похожими на соску, но позволяющими их сосать – чашки-непроливайки, соки с трубочкой. Увеличьте количество жидкости, потребляемой через трубочку, но она не должна быть слишком сладкой и калорийной. У детей старше 5-ти лет возможно употребление сосательных леденцов, но с жестким контролем их количества и постепенным уменьшением его.

Очень важно не ругать ребенка за вредную привычку, потому что мамин гнев автоматически повышает тревожность ребенка, а это приводит к усилению привычки. Лучше вербально игнорировать факт, но стараться мягко убрать руки ото рта ребенка. Страшные рассказы о микробах, глистах и болезнях могут только усилить тревогу ребенка, или будут вообще не услышаны.

Подобные вредные привычки достаточно тяжело ликвидировать, потому, что они имеют мощное бессознательное инстинктивное подкрепление. Гораздо легче не допустить их появления. Просто надо поступать не так как легче и комфортней в данный момент, а так как необходимо, чтобы ребенок вырос психологически здоровым.

Северенчук Наталия, психолог в Семейном Клубе «Авант»

Кусание ногтей, разбрасывание одежды, употребление нехороших слов - вот неполный перечень проблем, возникающих перед растерянным, а иногда и взбешенным от детской глупости родителем. От изобилия психологических рекомендаций легче ему не становится(многие советы такие обтекаемые и обобщенные, что применить их конкретно к себе и своему ребенку в реальной жизни практически невозможно). Например:-"Вам необходимо изменить своё отношение к ребенку- возможно, вы его слишком подавляете своей авторитарной личностью". Но, подумайте, как может измениться 30-летний человек, имеющий устоявшиеся принципы и привычки!? Многие даже не представляют, как это сделать... Вот так взял и с понедельника стал другим человеком? Очень маловероятно...

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

Многие родители на собственном опыте убедились в том, что одними запретами и замечаниями проблему дурных привычек не решишь. Даже, наоборот, происходит обострение ситуации: чем больше акцентируете внимание на проступке, тем чаще он его совершает вновь. И это естественно, т.к. желание повторять то или иное действие просто загоняется внутрь подсознанияи и, соответственно, контролю уже не подлежит(оно лишь только усиливается...по принципу "плотины на реке").
Ребенок,тем самым проявляет своё желание "не взрослеть", это может быть в случае "недетского" детства ребенка, когда окружающие требуют от него ЧЕРЕСЧУРТхорошего поведения, взваливают не по годам большую долю ответственности, не дают выплеснуться наружу его детским эмоциям. Вот и возникают психологические "ножницы"- несоответствие требований взрослых реальным возможностям ребенка. Отсюда и вытекают невротические привычки(к примеру, писание в постель).

МЕТАФОРА В ПОМОЩЬ...

Предлагаю метафору родителям, чьи дети страдают энурезом(писание в постель). Рассчитана в основном на мальчиков(т.к. обычно этот недуг случается именно у них). Прочтите её ребенку(для детей старше 4-х лет), выделяйте ИНТОНАЦИЕЙ и ВЗГЛЯДОМ ключевые слова, написанные крупным шрифтом. Можете совместно нарисовать метафору-сказку и повесить рисунок на видное место. Вставляйте ключевые слова в свою повседневную речь(можно и во время посещения им туалета).

Жил-был мальчик. И жил он в большом сказочном замке, потому что был королем и управлял целой сказочной страной "МОГУЯ". Дел у него всегда было очень много: кого-то накормить, кому-то что-то построить, с кем-то провести нужные учения...Так что целыми днями он был занят ПО САМУЮ МАКУШКУ. Жаль только, что и ночью ему покоя не было: ведь кто-то должен был сторожить ворота замка. Обычно, они всегда были закрыты и, если днем кто-то хотел покинуть королевство, он просто приходил к мальчику и говорил:"Я хочу выйти.Отпусти меня!" И все было нормально...
Но ночью некоторые плохие люди норовили покинуть замок без всякого королевского разрешения: они сами открывали ворота и убегали, унося с собой порой нечто ценное. И вот что обидно- чаще всего они так поступали БЕЗ ВСЯКОЙ НАДОБНОСТИ! Мальчик просто устал бороться с ними, не высыпался по ночам, потому что каждую ночь ему приходилось выбираться из своей теплой постели и смотреть, не убежал ли кто-нибудь опять...И тогда к королю пришли два его самых лучших воина и сказали:"Давай мы будем сторожить ворота вместо тебя? Если же ночью кому-нибудь ПРИСПИЧИТ выйти из замка, один из нас прибежит к тебе и скажет: "Вставай,КОРОЛЬ, иди и открывай ворота".
И стал с тех пор мальчик СПАТЬ спокойно. Он знал, что теперь два его верных стражника ИСПРАВНО охраняют его королевское величество и днем и ночью.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ...

Есть несколько способов искоренения нежелательной привычки у ребенка. Одно "но"...Все способы-манипулятивные, т.е. они не устраняют причину, а только способствуют устранению у ребенка делать то, что раньше доставляло ему удовольствие.
Если вы растерялись и не знаете, как отучить ребенка от плохой привычки, предлагаю несколько способов-приемов:
"Делай как я!". Поразмышляйте на тему "А не повторяет ли мой ребенок чье-то поведение в семье?". Ведь часто бывает-отец не убрал за собой постель,и сын подражает ему...мать надевает рваные колготки- и дочь не блещет опрятностью...
Конечно, от одного обнаружение факта копирования само нежелательное поведение не исчезнет, поэтому лучше ориентировать ребенка на установку "Ты- другой, ты- лучше!". Другими словами-ставить перед ребенком сверхзадачу: быть не просто похожими на родителей, а стараться стать лучше...
"Право на выбор" . Ребенку предлагается самому выбрать свой вариант поведения: один-с дурной привычкой и без поощрения, другой- без таковой, но с "призом" за её преодоление. И ребенок сам решает, как ему себя повести. Он должен ЗАХОТЕТЬ действовать по-другому, а не поступать так по чьим-то авторитетом. Например, девочка хочет спать рядом с мамой. Ей предлагается выбор: "Спишь со мной, но без пальчика во рту...либо в своей кроватке, зато и дальше можешь сосать свой палец". Как у героини Ф.Раневской:"Девочка, что ты хочешь- поехать на дачу или чтобы тебе оторвали голову?"
"Зеркало". Человек не может наблюдать сам за собой: как только он начинает это делать-естественность его поведения пропадает. Точно так же и ребенок- многие действия он совершает автоматически(например, ковыряя в носу...). В такой ситуации желательно сразу отобразить его поведение- сделать то же самое, чтобы он как в зеркале увидел себя со стороны. К тому же ребенок, как и взрослый, очень не любит быть копируемым кем-то.
"От противного". Это самый эффективный способ изменения любого человеческого поведения. Все мы знаем, что "любить по принуждению-затруднительно". Смысл приема- как можно чаще просите ребенка повторить нежелательное действие("что-то ты давно ногти не грыз-погрызи пожалуйста"...через некоторое время снова: "будешь смотреть телевизор-не забудь ногти погрызть"). Если ваш малыш употребляет нехорошие слова, позвольте ему в какой-то момент ими выкричаться или заставьте произнести их 20 раз подряд...

ПРАКТИКА...

В одной семье отец своеобразным способом приучил дочь к порядку. Споткнувшись в очередной раз о ее сапоги в коридоре, он просто спрятал их за мусорным ведром(обратите внимание, не просто спрятал, но ещё и унизил вещь девочки). Слезы, опоздание на гимнастику, насмешки близких- все это надолго запечатлелось в ее "девичьей" памяти. Сапоги с тех пор всегда стояли в положенном месте...
Лучше приучать ребенка не разбрасывать вещи с самого раннего детства, можно с помощью игры:"Давай уложим кубики спать", "Кто быстрее уберет игрушки-ты или я?". Ведь очень часто мамы или бабушки ходят и подбирают всё за ребенком, потому что так быстрее, а потом в школьном возрасте пытаются приучить его к порядку...
Самый благоприятный возраст для привития любви к порядку- 2 года. Не пропустите это время. Используйте его каждый день для формирования у ребенка хороших,культурных навыков поведения. Ведь учить чему-то новому намного проще, чем переучивать! Так же как проще сшить новое платье, чем перекроить надоевшее старое...

Спасибо за внимание
Материал метафоры книга Т.Е. Волковой"Психологам", советы по воспитанию- журнал "Психология"

По мере того как ребенок взрослеет, родителям приходится сталкиваться с неожиданными и порой не самыми приятными формами детского поведения. Некоторые из них закрепляются и начинают повторяться, превращаясь во вредные привычки.

Дурные привычки: как они формируются

Какие процессы в нервной системе способствуют развитию у ребенка той или иной привычки? «Детский мозг активно развивается и между нервными клетками формируется все больше и больше нервных связей, — говорит Александрина Григорьева. — Нередко какое-либо действие, совершенное малышом, сопровождается приятным эмоциональным фоном, и он повторяет его снова и снова. Таким образом, возникают устойчивые связи между нейронами головного мозга, и повторяемые действия становятся автоматизмами. Их осуществление происходит уже без участия волевых процессов, поэтому привычки так сложно искоренить».

Какие дурные привычки бывают у детей

Совсем малыши (до трех лет) чаще всего сосут пальцы или соски. Детишки постарше любят грызть ногти (или ручки, карандаши), ковыряться в носу, накручивать на палец пряди волос. Более серьезные психологические отклонения, которые родители зачастую также считают вредными привычками, — это раскачивания или хождение кругами.

«Важно понимать, что любое поведенческое "застревание" у ребенка является тревожным симптомом и свидетельствует либо о невротическом расстройстве разной степени тяжести, либо о психическом нарушении, — говорит Александрина Григорьева. — Поэтому появление у ребенка любых нежелательных привычек должно вызывать, в первую очередь, не стремление с ними бороться, а вопросы, чем это спровоцировано и на фоне чего оно возникло».

Привычка: сосать палец

Эта привычка подготовлена врожденными инстинктами. По словам Александрины Григорьевой, существует интересное медицинское исследование, в результате которого было установлено, что у некоторых малышей привычка сосать палец появляется еще в утробе матери. Они делают это всякий раз, если мама испытывает стресс, находится в плохом настроении. Отрицательные эмоции мамы передаются и будущему малышу. Сосание пальца — защитная реакция, способ самоуспокоения. Поскольку у младенцев потребность в сосании очень выражена и является методом достижения благоприятного эмоционального состояния, она закрепляется в те моменты, когда кроха испытывает выраженный дискомфорт. Что его вызывает? Недостаток внимания со стороны мамы, дефицит тактильного контакта, неудовлетворенные потребности в еде, резкие пугающие звуки и образы. В целом к году стремление у малыша сосать палец или соску должно пройти как свидетельство перехода на новый этап развития. Но если привычка сохраняется и любые попытки отучить от нее вызывает у крохи бурный протест, это означает, что его что-то беспокоит, тревожит. Задача мамы, понять, что в обстановке окружающей малыша не так, что заставляет кроху по-прежнему искать успокоение в сосании.

Привычки: шмыгать носом, часто моргать, покашливать.

Такие привычки формируются на основе рефлекторных действий, закрепляясь и продолжая их. Например, после насморка у ребенка может появиться привычка шмыгать носом, после перенесенного коньюктивита — часто моргать глазами, после кашля — легко покашливать. «Таких видов поведения может быть очень много, и все они также признаки детского невроза, — говорит Александрина Григорьева. — В подобных случаях родители даже не всегда могут это распознать, ошибочно полагая, что это просто отголоски перенесенного соматического заболевания. На самом же деле — признаки перегруженной нервной системы, которая, не справившись с нагрузкой, запустила патологические механизмы самоуспокоения». Не случайна и распространенная привычка грызть ногти. Это также признак внутреннего беспокойства и тревоги. И сам симптом является способом преодоления этого напряжения.

Повторяющиеся действия

Тревожными сигналами являются повторяющиеся действия: раскачивания, стереотипные движения руками, хождение по кругу, прыгание. Если они возникают в возрасте 2,5-3 лет, то часто являются симптомами расстройства аутического спектра, свидетельствуя о сложном психическом нарушении. В случае обнаружения дополнительных признаков — отсутствие потребности в коммуникации, задержка в развитии речи, стремление раскладывать, перебирать предметы — необходимо обратиться к специалистам за коррекционной помощью.

Дурные привычки: как справиться

Как мы уже выяснили, в основе вредных привычек у детей лежит недостаток эмоционального тепла и телесной близости, дефицит внимания к потребностям ребенка, сложности адаптации в социуме, перегрузка и переутомление, хронические стрессы, как внутри семьи, так и в социальном окружении (школа, детский сад).

«Любая вредная привычка является негативным признаком, который свидетельствует о наличии у ребенка невроза в той или иной степени, — говорит Александрина Григорьева. — Попытки запрещать стереотипные действия, пытаясь их остановить, — «не грызи ногти», не ковыряй в носу», «отдай соску» и т.д. — ни к чему не ведут. Любой запрет — это еще большая фиксация на симптоме, которая приводит к его усугублению. Запрет и наказание лишь усиливают проблему. Как же помочь ребенку избавиться от дурной привычки?

Нервная система и психика, склонная к неврозам, нуждается в укреплении и поддержке. Здесь в помощь малышу будет правильный режим дня, водные процедуры, массаж, регулярные прогулки, снижение учебной нагрузки. Большое значение имеет и правильное сбалансированное питание. В детском меню должно быть достаточно продуктов, богатых витаминами группы В. Хорошей пищевой добавкой, укрепляющей хрупкую нервную систему детей, является рыбий жир».

Уделяйте внимание двигательной активности — занятиям спортом, фитнесом, физкульт-минутки во время выполнения уроков.

Создавайте положительный эмоциональный фон, поддерживайте и поощряйте ребенка. Формируйте семейные ритуалы, например, собирайтесь все вместе для совместного ужина, играйте, делитесь новостями и т.д.

Увлеките ребенка интересными играми, творчеством. Важно усилить тактильный контакт, например, заменить привычку поглаживанием, массажем, сенсорными играми (кинетический песок, пластилин, тесто и т.д.).

Исключите то, что дополнительно перегружает нервную систему, — планшет, компьютер, игровые гаджеты, длительный просмотр телевизора.