Мода и стиль - Женские заметки

Мода и стиль - Женские заметки

» » Что знает дошкольник о календаре. Ознакомление с календарем

Что знает дошкольник о календаре. Ознакомление с календарем

Важный момент для формирования представления об окружающем мире. Познакомившись с календарем, дошкольник узнает о том, что такое месяц, неделя, год, времена года, календарные праздники. Ребенку так много предстоит узнать. Сколько дней в неделе? А в месяце? Что такое високосный год? Какими бывают календари и какие праздники нас ждут в каждом из месяцев? Знания эти ребенок должен впитывать в себя постепенно, незаметно начиная самостоятельно ориентироваться в таких важных в жизни современного человека символических временных отрезках. Хорошо, если к началу школьного обучения ребенок уже обладает всеми этими знаниями и умеет их применять в повседневной жизни. Это позволит ему более легко адаптироваться к систематическим занятиям в первом классе, быстро и без труда запомнить расписание уроков в распределении по дням недели.

В детском саду принято начинать с детьми старшей группы - то есть, в возрасте 4-5 лет, хотя многие дети способны усвоить понятия о днях недели и месяцах немного раньше. Как только ваш малыш будет понимать, что такое «вчера», «сегодня» и «завтра», он уже будет готов к восприятию более сложной информации.

Что нужно делать родителям, чтобы помочь детям в знакомстве с календарем?

Прежде всего, обязательно повесьте календарь с передвижным бегунком в детской комнате. Каждый день перемещайте бегунок на календаре вместе с ребенком - визуальное представление поможет ему усвоить данные о цикличности дней недели и месяцев. Пусть календарь будет не простым, а специальным, детским - сегодня в магазинах можно найти много оригинальных вариантов красочных календарей, которые будут привлекать внимание малышей и одновременно акцентировать их интерес на необходимых сведениях. Обведите в красный кружочек те даты, в которые у вас намечаются семейные праздники, дни рождения - те события, которые ребенок будет ждать с нетерпением, считая дни до их наступления.

Покажите ребенку, какие бывают календари: настенные, настольные, отрывные, перекидные. Обратите внимание, что одни из них могут показывать один месяц, другие - сразу три, третьи - все 12 месяцев года, а четвертые (как отрывной календарь) - только один день.

Сделайте с малышом таблички, на которых будут изображены названия месяцев и четырех сезонов. С их помощью вы сможете наглядно объяснить ему, что год включает в себя 4 сезона, а каждый сезон состоит из трех месяцев.

Старайтесь выработать у ребенка четкий распорядок по дням недели, всегда проговаривайте их названия. Пусть ребенок привыкнет к тому, что в четверг у вас, например, будет капитальная уборка в комнате, а во вторник - спортивная секция.

Проводите беседы с малышом о временах года, месяцах, днях недели. В этом вам помогут различные загадки и сказки. Разгадывая загадки, ребенок будет учиться соотносить образные выражения с определенными явлениями природы, которые характерны для каждого из времен года. Попросите ребенка нарисовать зиму, лето, весну и зиму, спросите его о том, что особенного в каждом из времени года, в каждом месяце. Спросите у него, какой его любимый месяц, время года, день недели. Пусть ребенок не просто назовет его, но и ответит, почему он сделал такой выбор

Предлагайте ребенку современные яркие игрушки, занимаясь с которыми, он легко и просто запомнит нужные знания. Сегодня есть множество очень интересных и разнообразных дидактических пособий и игрушек.

Для малышей от 3 лет созданы . Занимаясь с этой игрушкой, ребенок должен будет отыскать для каждой дощечки-вкладыша свое место, выстроить их в порядке очередности. Так дети быстро запомнят, что за понедельником идет вторник, а за четвергом - пятница. Такие же рамки-вкладыши можно найти и с названиями месяцев.

Отличные игровые пособия - это . Основа календаря крепится на холодильник или магнитную доску, а в имеющиеся прорези ребенок должен будет самостоятельно вставлять магнитики-картинки с изображениями погодных явлений, времени года, а также - таблички с числом, названием месяца и днем недели. Каждый день ребенок будет менять число, день недели и погодные явления, а вот название месяца ему придется менять гораздо реже. Такой календарь приучит ребенка к систематичности, поможет на практике освоить все важные понятия и разовьет в нем наблюдательность.

Детям в возрасте от 5 лет можно уже приобрести интересные настольные игры, рассчитанные на нескольких участников. Это могут быть простые варианты в виде разрезного лото, где им предстоит закрывать картинки на своем игровом поле, тематические игры-ходилки или простые викторины. Соревновательный элемент сделает знакомство с календарем увлекательным, а кроме того, будет способствовать получению опыта взаимодействия со сверстниками.

Все дети любят раскрашивать, и это можно также использовать в знакомстве с календарем. Купите малышу , где ему предстоит самостоятельно «оживить» изображение рядом с каждым из месяцев. Таким уникальным календарем после раскрашивания можно украсить детскую комнату.

Для детей от 3 до 5 лет интересны будут разнообразные интерактивные игрушки, оснащенные звуковыми и световыми модулями. Это могут быть коврики для игры или книжки-планшеты. Нажимая на кнопочки с названиями дней недели, месяцев или времен года, дети смогут услышать их названия, а потом - поиграть, отвечая на разнообразные вопросы по теме.

Знакомство с календарем - это не простая тема для ребенка, которую он изучит «от» и «до», если под рукой у него постоянно будет наглядный материал и умные игрушки-помощники. Подобрать интересные для ребенка пособия на тему календаря и связанных с ним понятий вы сможете на сайте сайт , где представлен богатый выбор оригинальных качественных материалов от известных производителей.

В ДОУ необходима систематическая работа по ознакомлению детей с календарем. Это связано с тем, что при ее отсутствии у детей складываются отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий часто носит формальный характер и не связано с формированием понятий о длительности, текучести, необратимости времени. Систематическое ознакомление с календарем облегчит детям ориентировку в окружающей действительности, в распорядке жизни, будет способствовать формированию психологической готовности к занятиям.

В старшей группе дети готовы к знакомству с календарем, т.к. базой являются четкие знания о сутках и их продолжительности. На основе этого детей знакомят с понятиями "вчера, сегодня, завтра"; с неделей (количество дней, их название, последовательность, цикл); с месяцем (состоит из недель, определенное количество дней, цикл, соотнесение с временами года – по 3); с годом (количество месяцев, цикл).

Основной дидактический материал – МОДЕЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА (отрывной календарь). О его использовании говорила Ф.Н.Блехер.

Значение: дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени; ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.

Модель представляет собой ящик, куда вкладываются листки календаря.

1-7 8-14 15-21 22-28 29-31

Листки отрывного календаря помечаются полоской определенного цвета, т.е. каждый день недели имеет свой цвет.

Работу с календарем начинают с Нового года в старшей группе. Проводится вступительная беседа

Приемы работы:

1. беседы (1 - вступительная, 2 – знакомство с неделей, 3 – знакомство с месяцем, 4 - итоговая по обобщению понятия "год", каждый месяц проводится еще по одной беседе. Чтобы показать. Что прошел месяц и сложить листки календаря в соответствующую ячейку).

2. соотнесение дней недели с конкретным видом деятельности (занятия и др.)

3. связывание названий дней недели с порядковым номером или содержанием

4. моделирование недели, месяца, года

5. дидактические игры и игровые упражнения: "Неделя, стройся!", "Разложи по порядку" (от любого дня), "Назови день недели", "Узнай по описанию", "Найди соседей", "Какой день пропущен", "Что было, что будет" (стр. 21)

7. напоминание: какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

8. соотнесение месяцев с временами года, с № п/п месяца

9. использование иллюстративного, литературного материала

Билет № 53. Использование моделей и моделирования при формировании представлений о временных отношениях.

Моделирование - наглядно-практический прием, включающий в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. В настоящее время положено лишь начало теоретической и конкретно-методической разработке этого приема, являющегося чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность.

· Дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

· Все без исключения математические понятия рассматриваются как своеобразные модели реальной действительности.

Модели следует рассматривать и как дидактическое средство, причем достаточно эффективное. «При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений - отношений моделей и оригинала и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения - план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты». Эти планы отражения имеют огромное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления. Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей. Широко используются модели при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь), количественных (числовая лесенка, числовая фигура и т. д.), пространственных (модели геометрических фигур) и т. д. При формировании элементарных математических представлений применяются предметные, предметно-схематические, графические модели.

В деятельности дошкольников обнаруживаются разные формы моделирования действительности (рисование, сюжетно-ролевая игра, игры с предметами-заместителями, конструктивные игры). Важное место среди них занимает пространственное моделирование, при котором модель строится путем определенного размещения предметных или графических заместителей в пространстве.

Под способностью к наглядному моделированию понимают способность к решению умственных задач на основе построения и использования мысленных наглядных моделей, отображающих взаимосвязь условий задачи, выделяющих в них значимые моменты, которые служат ориентирами в ходе решения. Модели отражают не только наглядные видимые связи, но и смысловые, которые непосредственно не воспринимаются, но могут быть представлены в наглядной форме символически.

Чтобы развитие способности к пространственному моделированию происходило не стихийно, необходимо учить строить реальные предметные и графические модели с последующим созданием условий для перехода детей к выполнению подобных действий в «уме».

Способность к наглядному моделированию оказывает влияние на планирование и регуляцию таких видов деятельности как

Построение замысла игры

Построение конструкции

Пересказ и сочинение рассказов и сказок

Ориентировка в пространственных ситуациях и т.п.

Решение логических и творческих задач

Основные направления отработки действий, лежащих в основе способности к пространственному моделированию:

1. Отработка действий замещения (использование предметов-заместителей в сюжетно-ролевой игре, в разыгрывании сказок, звуки-цветные фишки, кодирование и передача сообщений, геометрические фигуры – мебель, детали строительного материала – чертеж).

2. Отработка действий построения и применения моделей (в разной последовательности в зависимости от характера моделей и вида отношений, которые в них осваиваются): сначала познакомить с новым видом модели, созданной взрослым, потом дети самостоятельно строят простые модели (чертеж в качестве образца при конструировании) ИЛИ овладение построением модели и ее использование (план комнаты с геометрическими фигурами).

Отработка действий по построению и применению моделей может осуществляться в следующей последовательности:

1. пространственное моделирование – наиболее простой тип моделирования, т.к. пространственные формы совпадают с формой отображенных в них отношений: схематический чертеж конструкции, план помещения, модель размещения и перемещения персонажей сказки (на плоскости)

2. модели устройства и принципов работы простейших механизмов, которые включают дополнительно к чертежу стрелки (направление перемещения) – рычаг

3. модели, отображающие в пространственной форме последовательность явлений во времени (режим дня, части сказки, звуковой состав слова)

4. модели, отображающие социальные (иерархическая лестница социальных ролей в разных видах труда), математические (графики зависимостей, натуральный ряд чисел, целое и часть), логические (сериация, классификация – «древо», круги Эйлера) отношения.

Отработка действий по построению и применению моделей происходит не только при переходе к новому виду моделей, но и при

 увеличении общего количества предметов

 введении предметов, обозначаемых на плане г.ф. одинаковой формы и величины, по-разному расположенных в пространстве

 расширение площади моделируемых пространственных отношений

 введение дополнительных обозначений (кусты, деревья)

 введение системы пространственных координат

На основе умений понимать и применять модели, созданные взрослыми, дети учатся сами создавать модели по собственному замыслу: придумать план участка, чертеж сказочного дворца, сказку.

Билет № 54 . Современныедидактические средства математического развития дошкольников: значение и место в образовательном процессе (на примере развивающих игр, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и др.).

В настоящее время особо остро возросла потребность в развитии творческих способностей детей.Тв спосон лучше всего развив у малышей в игре.Материалы,кубики,мазайки интересны но недостаточно,нужно новое,например развив.игры.

Терминр.и ввели Никиина и Никитин.В середине 80х появились игры нового поколения,модулирующие творческие процессы: 1) каждая игра представляет собой набор задач

2)Знакомство с разными способами передачи информ. 3.в порядке возростания сложности4.решение задач всегда выделено 5.тенденция к продолжению 6.комплексно решаются группы задач

Состав комплекта палочек Кюизенера

Методика ознакомления с календарем. Для того, чтобы сложная система взаимосвязанных единиц времени (сутки – неделя – месяц – год) могла быть четко осознана детьми, предлагается представить ее в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длинные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. В свое время Ф.Н.Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц – наступил новый. Ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени. Таким образом, отрывной календарь наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок – это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. При создании модели календаря я использовала обычный календарь. Но так как большинство детей в моей группе читать не умеют, отрывая очередной лист календаря, мы рисуем на нем полосу соответствующего цвета. Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели, по цвету на листке календаря они могут определять («читать») каждый день недели. Для оторванных листков календаря изготовлена коробка с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда складываем последовательно листки – дни недели, по 7 листков в каждое отделение. 7 листков – 7 дней недели в каждом отделении создавали у детей образ прошедшей недели. 1 По окончании каждого месяца (пока прошел только один январь) подсчитываем количество недель и дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, скрепляются стопкой и укладываются в соответствующее отделение верхнего ряда коробки. Так постепенно заполнятся все 6 отделений верхнего ряда, а затем и отделения второго ряда (первые два ряда показывают порядок следования месяцев, а нижний ряд – дней недели и недель). По окончании года мы подсчитаем количество месяцев в году, определим порядок их следования. Это пособие служит моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами отрывают листки календаря, определяют день недели и складывают из суток неделю, а из недель – месяц. Из месяцев постепенно и последовательно будет складываться год. Дети в любой момент могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам – сколько осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени. Систематическая работа с детьми по усвоению календаря требует ежедневного внимания к использованию календаря и способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о его необратимости (прошедшее не возвращается, начинается следующее, новое) 2

МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 12 «Искорка»

Консультация для воспитателей по теме:

«Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Цель – формирование у педагогов представлений и знаний о знакомстве дошкольников со временем.

Задачи :

Дать знания и представления о календаре.

Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду.

Изучить методики знакомства детей с календарём.

Наглядный материал:

различные календари;

отрывной календарь со стержнями на планке (модель);

модель календарного года (коробка с 18 отделениями)

Ознакомление детей старшей и подготовительной к школе групп с календарем

Календарь - это система счисления продолжительных промежутков времени. Длительные промежутки подразделяются на сутки, недели, месяцы, годы и века.

Ознакомление детей с календарем в детском саду облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, психологически готовятся к ним.

Для того чтобы сложная система взаимосвязанных единиц времени была четко осознана детьми, её надо представить в виде модели календаря. Знакомя детей с моделью календаря, необходимо так строить работу, чтобы дети активно действовали с материалами этой модели и, переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладевали эталонами времени.

Модель календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н, Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц – наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени, Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

При создании модели календаря как наглядного пособия можно использовать рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря размером 9X6 см надо закрепить так, чтобы их можно было легко снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок должен иметь цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, надо каждый листок календаря отметить полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет. Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели по цвету, полоски на листке календаря дети смогут определить («прочитать») название каждого дня недели. Обратная сторона листка должна оставаться чистой. Календарь на маленькой планке повесить на стене.

Для съемных листков календаря надо изготовить коробку с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда каждый день дети будут складывать последовательно снятые листки - дни недели, по 7 листков в каждое отделение нижнего ряда.

7 листков - 7 дней недели в каждом отделении должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца необходимо подсчитать количество недель, а воспитатель считает и количество дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, сложить стопкой, можно написать название прошедшего месяца и положить в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так, постепенно будут заполняться 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнятся и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки будут показывать порядок следования месяцев, а в нижнем ряду – дней недели и недель. По окончании года, уже в подготовительной группе, подсчитывается количество месяцев в году, определяется порядок их следования.

Такое пособие может служить моделью календарного года, с его помощью наглядно

отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами должны снимать листки с календаря и складывать из дней неделю, из недель месяц, затем определять место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывают год. В любой момент дети могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам определить, сколько еще осталось до его окончания.

Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Необходимо провести четыре занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщаются необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем, Этого бывает достаточно для обучения навыку пользования календарем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний происходит в самостоятельной работе детей с моделью календаря.

Методика проведения ознакомительной беседы при ознакомлении с численником.

Предложите ребенку назвать особенности каждого времени года и месяца, составляющие это время года. И еще попросите малыша или малышку нарисовать эти четыре времени года. Эти загадки вызовут интерес к предмету беседы или наблюдению.

Кроме того, очень полезно почитать ребенку сказки, стихи, рассказы, предложить разгадать загадки, чтобы закрепить его представления о времени, месяцах и временах года. Первое занятие по ознакомлению с календарем надо провести в первых числах января. На нем детей знакомят с календарем, показывают, как пользоваться изготовленной для них моделью.

Приведем пример занятия.

Дети, какой праздник мы все отмечали недавно?

Новый год. Кончился старый год и начался следующий.

Какого числа наступил новый год?

Первое января - первый день нового года. Первое- это число, а январь - это название месяца.

Далее беседа ведется по таким вопросам: какой день недели был первого января? Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? У кого дома есть календари? (Показываются разного вида календари и поясняется их назначение.) Зачем дома нужен календарь?

Затем воспитатель показывает детям модель календаря и объясняет ее назначение:

Открываем календарь, начинается январь!

Я вам сделала вот такой календарь. По нему вы каждый день будете узнавать, какое сегодня число, какой день недели. По календарю можно определить, сколько дней осталось до субботы или до праздника, увидеть, когда закончится январь и наступит следующий месяц, узнать, как он будет называться.

Посмотрите, как много листков в календаре. Каждый листок - это день. Вот как много должно пройти дней, чтобы опять наступил новый год. Что вы видите на листке календаря? Цифра показывает число. Какое число? Под цифрой написано, какой это день недели? Читать вы еще не умеете, поэтому на нашем календаре есть цветные полоски. Для

каждого дня недели полоска определенного цвета. Понедельник – первый день недели – мы узнаем по синей полоске. Этот день уже прошел - 1 января, понедельник. Мы снимем этот листок. Сегодня 2 января, вторник, на листке желтая полоска. По желтой полоске вы будете узнавать вторник. Этот день еще не прошел, и этот листок еще нельзя снимать. Кончатся сутки, и мы завтра, когда придем в детский сад, снимем листок календаря и узнаем, какой будет день недели и какое будет число.

Сейчас повесим наш календарь на стенку и каждый день перед занятием будем снимать листок и узнавать, какое наступило число, какой день недели.

Через неделю после первого надо провести второе занятие, на котором уточняют представление о днях недели и учат детей связывать название их с порядковым местом дня. На этом занятии дети должны как бы увидеть всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его место в неделе помогает запомнить последовательность дней недели и их название. Знание порядкового номера дня в неделе - прием, позволяющий понять и запомнить названия дней недели.

Пример проведения занятия по знакомству с днями недели:

Сосчитайте, сколько листков календаря мы положили на доске. Семь листков, семь дней составляют неделю. Посмотрите, какие это дни недели. (Листки по порядку расположены на доске.) Первый листок, первый день недели - понедельник, мы его узнаем по синей полоске. Как называется второй день недели? Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по желтой полоске.

Теперь найдите третий день недели. После вторника, какой день недели? Какого цвета полоска на листке среды? Как называется четвертый день недели? Какая по цвету полоска обозначает четверг? (Такие же вопросы задаются о пятнице.) Эти пять дней рабочие, родители ходят на работу, а вы в детский сад. Назовем эти пять дней. Найдите третий день недели. Как он называется? Кто догадается, почему он называется среда? Потому что он в середине пяти рабочих дней. В неделе есть еще два выходных дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? Шестой день недели - суббота. Как называется седьмой день? Семь листков, семь дней вместе называются неделя. Что такое неделя? Сколько в ней дней? Назовите их. В какие дни недели у нас музыкальные занятия? В какие дни недели вы не ходите в детский сад?

Семь листков календаря, первую неделю, положим в коробку, в первое нижнее отделение, а во второе начнем складывать листки следующей недели, посмотрим, сколько в ней будет дней и каких. Потом будем складывать листки следующих недель января, а в конце его узнаем, сколько в месяце недель и сколько дней.

На третьем занятии, которое следует провести в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе, о названии его дней, о цветных полосках, по которым дети их узнают. Учить детей соотносить те или иные занятия или события своей жизни с определенными днями недели.

Примерная беседа на таком занятии: - Каждый день мы снимали с календаря один листок. Что мы узнавали? Листы календаря мы складывали в эту коробку, в нижние отделения. Сосчитай, Витя, сколько листков лежит в первом отделении (втором, третьем, четвертом и пятом). Почему мы раскладывали листки по 7? (В неделе 7 дней, раскладывали по неделям.) Как называется первый день недели? Какой день следует после понедельника? Как называется третий день недели? Какой день до среды? Как называется

четвертый день недели?

Усвоению последовательности дней недели поможет наглядный материал, представленный в виде листков календаря или цветных карточек, соответствующих цветным полоскам на календаре. Например, карточку «среда» положить между днем до среды (вторник) и после среды (четверг); положить два дня после четверга… или предложить назвать пятый день недели и проверить свой ответ, пользуясь карточками. Определить, какой день был вчера, какой будет завтра.

Сосчитав стопки разложенных в коробке по неделям листков календаря, дети должны определить количество недель в первом месяце года - январе (4 недели и 3 дня). Воспитатель считает все дни месяца (листки) и сообщает детям, что в январе 31 день. Все листки января складывают в одну стопку и помещают в первую ячейку верхнего ряда коробки. Так дети уясняют, что январь – первый месяц в году и продолжается он 31 день.

Затем педагог сообщает, что следующий (второй) месяц года называется февраль, что и в этом месяце дети будут каждый день снимать листки с календаря и складывать в коробку. Необходимо выяснить, с какого дня недели начнется февраль. Некоторые дети считают, что 1 февраля - понедельник. В этом случае надо проверить, каким днем кончился январь и какой следующий за ним день недели, и доказать это цветной полоской на первом дне февраля.

Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Так, после проведения двух занятий по календарю и месячного пользования им лишь 43% детей старшей группы смогли правильно назвать текущий день. Поэтому надо проводить с детьми разные дидактические игры с карточками (основанные на соответствии семи цветов семи дням недели), для того чтобы закрепить знания детей о порядке следования дней недели.

Варианты игровых заданий могут быть различные. Можно предложить поставить дни недели парами с рядом стоящим днем (игра «Найди пару»), к названному дню найти дни, стоящие рядом с ним (игра «Найди соседей»), предложить разложить карточки по порядку дней недели, начиная с любого из дней (игра «Чья неделька быстрее соберется?»). Эту игру можно провести и как подвижную, с построением по неделям. Такие игры можно проводить в помещении и на прогулках.

Ежедневно надо обращать внимание детей на текущий день. Если коробка с разложенными листками календаря стоит в удобном месте под календарем, дети будут действовать с его листками: самостоятельно рассматривать порядок дней недели, стремиться определить по календарю, сколько осталось дней до интересующего их события, узнать, сколько прошло месяцев с начала года и т. д.

В конце каждого месяца надо со всеми детьми проводить небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивается с предыдущим месяцем. Определяется количество прошедших месяцев с начала года и уточняется их название, называется начавшийся месяц и его порядковый номер.

В подготовительной группе дети продолжают работать с тем же календарем. В первые дни нового года надо провести последнее обобщающее занятие по календарю. На нем уточняются представления детей о календарном годе. (Сколько месяцев в году? Какие?) Наглядным материалом для занятия будет служить коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год: какой праздник отмечался недавно? Какой год кончился? Какой год начался? Когда начался новый гол? (В каком месяце? Какого числа?) Сколько месяцев было в прошлом году? Какой первый месяц

года? Назовите и покажите в коробке все месяцы. Какие месяцы зимние (осенние, летние, весенние)? Сколько дней бывает в месяце? Сколько дней в неделе?

Открывая календарь на новый год, педагог произносит строки стихотворения С. Я. Маршака: «Открываем календарь – начинается январь». Внесение нового календаря на новый год должно помочь детям осознать текучесть, повторяемость календарного года и его необратимость (прошедший гол не возвращается, а начинается подобный, но новый).

Систематическая работа с календарем в старшей и подготовительной группе требует ежедневного внимания к пользованию им и способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности.

Работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками облегчает задачу обучения.

Литература

Арапова-Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1998. – 303с.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 48с.

Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каж­дая мера времени имеет свою количественную характеристику и слу­жит единицей измерения для следующего промежутка времени.

У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии система­тической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представле­ния о календарном времени. Заучивание названий и последова­тельности дней недели, месяцев не дает представлений о длительнос­ти, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодич­ности.

Нет сомнения в том, что необходимо систематически знакомить детей дошкольного возраста с календарем. Это облегчит им ориен­тировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.

С помощью календаря определяется время наступления праздни­ков, что вызывает повышенный интерес у детей. Знакомство с ка­лендарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также пред­метом изучения. В старшем дошкольном возрасте развивается инте­рес к разным параметрам времени: в 6-7 лет ребенка интересует длительность того или иного явления, количественная характе­ристика мер времени, приборы измерения времени. Знакомство с ка­лендарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Знания и навыки, связанные с характеристикой временных проме­жутков, с овладением четкой системой временных эталонов, до­вольно сложные (их. можно отнести ко второй категории трудности по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой). Овла­дение знаниями о календарных эталонах предполагает: 1) осво­ение ребенком умений измерять время с помощью общепринятых приборов; 2) овладение знаниями временных эталонов, их количест­венной характеристикой и восприятием их продолжительности; 3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой слож­ной системы временных эталонов.

Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необхо­димый запас количественных представлений, дети уже знакомы с про­должительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возмож­но в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.

Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть осознана детьми, ее надо представить в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.

Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почув­ствовать течение времени. Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности дней недели, месяцев, их названий. Вместо этого она рекомендовала использовать отрывной календарь как наиболее наглядный прибор измерения вре­мени. Дети легко усваивают, что листок - это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

Листки календаря размером 9X6 см надо закрепить так, чтобы они легко снимались со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, на нижнем листке должна быть полоска соответствующего цвета, по которой дети смогут определить («прочитать») каждый день недели на календаре. Обратная сторона листка остается чистой.

Для съемных листков календаря изготавливается коробка с 18 отделениями по раз­меру листков (три ряда по шесть ячеек). В ячейки нижнего отделения скла­дывают последовательно листки - дни недели, по семь листков в каждую ячейку. Семь листков - семь дней в каждой ячейке должны создать у детей образ про­шедшей недели. По окончании месяца подсчитывают количество его недель и дней. Листки, собранные за месяц, стопкой помещают в первую ячейку слева верх­него ряда. Так, постепенно будут заполняться шесть ячеек верхнего ряда коробки, а затем и шесть ячеек второго ряда. Таким образом, стопки в двух верх­них рядах коробки показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней и недель. По окончании года подсчитывают количество месяцев в году, определяя порядок их следования.

Такое пособие служит моделью календарного года, поскольку с его помощью на­глядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимают листки календаря и складывают из суток неделю, из недель - месяц, затем определяют место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно скла­дывается год. По содержимому коробки и по разложенным в ней листкам календаря можно определить, сколько дней прошло с начала месяца, сколько месяцев прош­ло с начала года, а по пустым ячейкам - сколько еще осталось до его окон­чания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают слож­ные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщить необходи­мые знания о временных эталонах, связанных с календарным време­нем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.

Систематическая работа с детьми по усвоению календаря в те­чение полутора лет способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодич­ности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).